Собственный капитал

Время. Деньги. Планета

Share

Замечали ли вы за собой, что при походе в супермаркет за хлебом вы набирали полную тележку совершенно ненужных продуктов? Приходили ли вы на кухню и забывали, что хотели сделать? Скорее всего, это ещё не старость, и не проблемы с памятью. Это многозадачность. Всем нам хочется побыть Гаем Юлием Цезарем, который мог делать несколько дел одновременно, однако, на деле многозадачность вредит нам. Давайте разберемся, чем и почему.

Многозадачность замедляет

Недавно исследователи из Французского национального института здоровья опубликовали результаты интересного опыта. Когда подопытный решал одну узкую задачу, работали обе лобные доли мозга. При добавлении второй задачи направленность работы мозга изменялась. Левая доля работала над одной задачей, правая — над второй. При добавлении третьей задачи активность одной из лобных долей угасала, а сам подопытный при этом начинал отвечать медленнее и делать больше ошибок.

А теперь давайте рассмотрим обычного офисного работника, которому надо срочно закончить аналитический отчет. При этом он видит иконку почтовой программы, сигнализирующей о поступлении нового письма — его нужно обязательно прочитать, вдруг там что-то важное, звонит настольный телефон, который тоже нельзя игнорировать, ну и при этом приходит смс на мобильный, а коллега спрашивает, не можете ли вы ему помочь. А теперь подумайте, насколько быстро работник сможет закончить отчёт, и насколько сильно он устанет к концу дня. Постоянная атака на мозг со стороны всех органов чувств (не забывайте о запахе из столовой!) объясняет, почему офисные служащие так любят пятницы.

Многозадачность отвлекает

Продолжая пример из офиса, остановимся на телефонном звонке. К сожалению, секретари есть далеко не у всех, поэтому многим приходится обрабатывать звонки самостоятельно. К слову, не все секретари одинаково хорошо справляются с задачей фильтрации звонков. Очень часто ваш коллега (партнер, клиент) решает, что его (а чаще — её) звонок достаточно важен для того, чтобы прервать вас. Когда нам приходится решать, стоит ли отвечать на тот или иной звонок, почтовое сообщение или смс, при этом «включается» многозадачность. Наши лобные доли переключаются на выполнение другой задачи. Как показывают результаты всё того же исследования, производительность снижается на 40 процентов.

Многозадачность не даёт сосредоточиться

Занимаясь несколькими делами одновременно, вы не сможете полностью погрузиться в одно из них. Если вы делаете какое-то дело и пытаетесь параллельно заняться чем-то ещё — вы вряд ли сделаете оба дела нормально. Например, если во время телефонного разговора вы пытаетесь проверить почту, то разговор не сильно важен для вас, поскольку вы в нем, фактически, не участвуете. Просто перезвоните позже. Или же поговорите коротко, но по делу, а почта, в таком случае, подождет. Последовательное выполнение операций будет эффективнее со всех точек зрения — вы не только сэкономите время, но и выполните задачу лучше.

Как не делать несколько дел одновременно?

Самое плохое, что многозадачность мешает не только в работе, но и во всех остальных аспектах жизни, в том числе — в отношениях со своими близкими. Вот несколько советов тем, кто хочет максимально оградить себя от негативного влияния многозадачности:

Запланируйте отдых

Отдых нужен всем. Тем более — нашему мозгу, для того, чтобы разгрузиться, оценить ситуацию и работать дальше эффективнее и быстрее.

Используйте технологии

Сейчас появилось множество средств связи, и по всем этим каналам мы получаем массу информации. Используйте новые технологии в свое благо — устанавливайте статусы, включайте автоответчики… Вы, и только вы должны решать, отвлекаться вам или нет. Если вам нужно связаться с кем-то, расставляйте приоритет запроса — срочные вопросы решаются с помощью синхронных каналов связи (телефонный разговор, личная встреча, чат), а не очень срочные — с помощью асинхронных (например, электронная почта, посты на форумах и т.п.).

Подавайте пример

Если вы не хотите, чтобы коллеги звонили вам среди ночи, на выходных, постоянно отвлекали во время работы — покажите им положительный пример, не делайте того же самого с ними. Если у вас возник вопрос в неурочное время — напишите письмо.

Следите за своим вниманием

Старайтесь не выпускать из виду наиболее важные вещи. Отбросьте всё, что вас отвлекает, не обращайте на это внимания. По возможности, сделайте звук телефона тише, а уведомления от почтовых программ и систем обмена сообщениями — менее назойливыми. Закончите дело — разберётесь с остальными вопросами.

Хотя, может быть, вы и впрямь как Гай Юлий, и можете делать всё одновременно?

Share
Serge on Август - 4 - 2011
категория: Время

2 комментария to “Как не делать несколько дел одновременно”

  1. Хорошие советы. Отличный сайт!!!

  2. Я всегда говорил, что многозадачность вредна. То что в итоге замедляется выполнение всех дел — очевидно, так как переключение мозга с одной задачи на другую требует времени.

Оставить ответ